Земли, на которых расположено современное Купчино, в XV веке входили в состав Новгородского княжества. В начале XVI века их захватили шведы, сюда они переселили финнов-инкери, ингерманландцев. Здесь были деревни с финскими названиями Антололла, Куаралассия, Сутима. После Северной войны эти земли вновь стали российскими. Часть их Петр Первый в 1714 году подарил сыну Алексею. После смерти царевича они отошли Александро-Невскому монастырю. На месте бывших финских деревень выросли Волкова деревня и Купсино: они имеются на картах XVIII века.
Город «проглотил» сначала Волкову деревню, потом и Купчино. Это случилось во второй половине XIX века: здесь строили свои дома купцы и промышленники, а также селился люд и попроще, для которого возводили доходные многоэтажные дома. Постепенно формировалась и промышленность района.
А в 1965 году границы Фрунзенского района изменились: район потерял территорию севернее Обводного канала, но получил Обухово. И сейчас граница района проходит по набережной Обводного канала, линии железной дороги от Витебского вокзала (по Рыбинской улице, Воздухоплавателей, Витебскому проспекту), линии железной дороги Московского направления.
Фрунзенский район делится на шесть муниципальных образований: № 71, № 72. № 73 «Купчино», №74, №75, №76.
Самое главное: во Фрунзенском районе только одна станция метро — «Купчино». Ближайшие к району станции, до которых вынуждены добираться жители крупнейших жилых массивов, — «Звездная», «Московская», «Парк Победы», «Ломоносовская», «Елизаровская» — находятся в Московском и Невском районах.
В планах метростроителей есть Фрунзенско-Приморская линия. И не только в планах: тоннель уже прорыт. Но средств, чтобы оборудовать его и отделать подземные вестибюли, увы, пока нет. Но метростроители обещают, что, как только будет ликвидирован размыв на Кировско-Выборгской линии и сдана в эксплуатацию тоже почти построенная станция «Комендантский проспект» в Приморском районе, строительство Фрунзенской линии обязательно продолжится. Конечная станция, предположительно, выйдет на пересечение Малой Балканской и Бухарестской улиц. Далее метро пройдет почти строго под Бухарестской улицей, и станции на ней расположатся в таком порядке: «Дунайский проспект», «Проспект Славы», «Международная» (пересечение с улицей Белы Куна), «Бухарестская» (в районе улицы Салова), «Волковская», «Обводный канал» (эта станция должна стать пересадочной) и «Пушкинская».
В перспективе же эта ветка будет продолжена так, что через Старую деревню выйдет в район озера Долгое.
По всей видимости, более близкая перспектива — это строительство надземного экспресса (эстакадного метро). Канадская фирма «Бомбардье» обещает уже через два-три года сдать в эксплуатацию первую линию этого нового для Петербурга и России вида городского транспорта. Эта линия свяжет Сосновую Поляну (Красносельский район) через Дачное и проспект Ветеранов с пересадочным узлом «Купчино» (метро и железнодорожная станция) и далее пройдет по Дунайскому проспекту и проспекту 9 января до Обухова. Потом надземный экспресс выйдет на правый берег Невы и дотянется до Ржевки-Пороховых. Поезда будут ходить с интервалом в 5-10 минут; стоимость проезда инвесторы обещают сделать сопоставимой со стоимостью проезда в маршрутных такси. Никаких льгот не будет.
Ну а пока жители Купчина пользуются весьма разветвленной сетью наземного транспорта — 6 трамвайных, 8 троллейбусных и 21 автобусный маршрут.
Властям города весьма перспективной кажется идея пустить в Купчино скоростной трамвай: часть путей здесь проложена обособлено. Небольшое переоборудование, новый трамвай — и этот вид транспорта, сейчас самый тихоходный, сможет разгоняться до 50 — 60 км в час.
В 1944 году Лиговский проспект был переименован в Сталинградский. Потом историческое название ему вернули, а в 1989 году даже занесли это имя в Красную книгу городской топонимики.
ДКД, март 2003 (№ 500)